Фредерик Шопен: биография и творчество

Вопрос о дате рождения величайшего польского композитора Фредерика Франсуа Шопена до сих пор вызывает споры среди его биографов, в отличие от бесспорного признания его таланта и благодарности за его невероятное музыкальное наследие. Согласно его прижизненным записям, он родился 1 марта 1810 года, однако официальная запись о крещении в приходской церкви города Брохова указывает на 22 февраля. Место рождения композитора не вызывает сомнений: местечко Желязова Воля, расположенное в Мазовецком воеводстве на реке Утрата, в 54 километрах к западу от Варшавы. В то время эта деревня принадлежала семье графа Скарбека.

Памятник Шопену

Семья композитора

Его отец, Николя, уроженец столицы Лотарингии, города Маринвиль, находившегося в независимом герцогстве, управляемом королем Польши Станиславом Лещинским вплоть до его смерти в 1766 году, а затем перешедшего под управление Франции. В 1787 году он переехал в Польшу, владея французским, немецким и польским языками, а также имея знания в области бухгалтерии, каллиграфии, литературы и музыки. В 1806 году в Брохове Николя женился на Жюстине Кржижановской, и этот брак оказался успешным и долговечным. Чета прожила вместе счастливых 38 лет. Через год после заключения брака в Варшаве родилась их первая дочь Людвика, затем в Желязовой Воле сын Фридерик, а позже в Варшаве ещё две дочери — Изабела и Эмилия. Частые переезды семьи были обусловлены политической ситуацией в стране. Николя работал наставником детей графа Скарбека, который в зависимости от военной ситуации во время наполеоновских войн и позже, во время польско-российской войны, переезжал с места на место. С 1810 года Николя перевозит свою семью в столицу Варшавского Великого Герцогства, получив должность преподавателя в общеобразовательной средней школе. Первая квартира семьи находилась в Саксонском дворце, в правом крыле, где и размещалось учебное заведение.

Ранние годы Шопена

С раннего возраста Фредерик был окружен музыкой. Мать играла на фортепиано и пела, а отец аккомпанировал ей на флейте или скрипке. По воспоминаниям сестер, мальчик проявлял неподдельный интерес к звукам музыки. В раннем возрасте Шопен начал демонстрировать художественные таланты: он рисовал, писал стихи и исполнял музыкальные произведения без какого-либо обучения. Одаренный ребенок начал сочинять собственную музыку, и в семь лет его ранние произведения уже публиковались.

Шестилетний Шопен начал брать регулярные уроки игры на фортепиано под руководством чешского пианиста Войцеха Живного, который работал в то время частным учителем и был одним из педагогов в школе его отца. Несмотря на то, что Живный производил впечатление несколько старомодного и комичного педагога, он обучал талантливого ребенка игре на произведениях Баха и Моцарта. У Шопена никогда не было другого учителя фортепиано. Уроки проходили одновременно с сестрой, с которой они играли в четыре руки.

В марте 1817 года семья Шопена вместе с Варшавским лицеем переехала во дворец Казимеж, в правое крыло. В этом году публика услышала его первые композиции: полонез си-бемоль мажор и военный марш. Партитура первого марша была утрачена. Год спустя он уже выступал публично, исполняя произведения Адальберта Гировеца.

В том же году, благодаря усилиям приходского священника, полонез ми минор был опубликован с посвящением Виктории Скарбек. Один из первых маршей исполнялся военным оркестром во время парадов на Саксонской площади. Варшавский журнал опубликовал первый отзыв о творчестве молодого таланта, отмечая, что в восьмилетнем возрасте у автора уже были все составляющие настоящего музыкального гения. Он не только с легкостью исполнял самые сложные пьесы на фортепиано, но и являлся композитором с исключительным музыкальным вкусом, на счету которого уже было несколько танцев и вариаций, поражающих даже экспертов. 24 февраля 1818 года на благотворительном вечере во Дворце Радзивиллов Шопен выступил перед публикой, которая тепло приняла талантливого исполнителя, назвав его вторым Моцартом. Он начинает активно выступать в лучших аристократических домах.

Отроческие годы молодого композитора

В 1821 году Фредерик написал полонез, который посвятил своему первому учителю. Это произведение стало самой ранней из сохранившихся рукописей композитора. К 12 годам Шопен закончил обучение у Живного и начал изучать основы гармонии и теорию музыки у Юзефа Элснера, основателя и директора Варшавской консерватории. Параллельно юноша брал уроки немецкого языка у пастора Ежи Тетцнера. Он посещал Варшавский лицей с сентября 1823 по 1826 год, а чешский музыкант Вильгельм Вюрфель давал ему уроки игры на органе в первый год обучения. Элснер, признав исключительный оригинальный стиль Шопена, не стал настаивать на применении традиционных методик обучения и предоставил композитору свободу в развитии по индивидуальному плану.

В 1825 году Шопен выступил с импровизацией в евангелической церкви на новом инструменте, изобретенном Бруннером, напоминающем механический орган, перед Александром I во время его визита в Варшаву. Впечатленный талантами молодого человека, русский царь подарил ему кольцо с бриллиантом. Издание «Польский вестник» отметило, что все присутствующие слушали с наслаждением задушевное, пленительное исполнение и восхищались мастерством.

Шопен не раз будет исполнять свои произведения на различных малоизвестных инструментах. Согласно воспоминаниям его современников, композитор даже сочинял пьесы специально для таких инструментов, однако их партитуры до наших дней не сохранились. Летом Шопен провел каникулы в городе Торунь на севере Польши, где он посетил дом Коперника, а также другие исторические здания и достопримечательности. Его особенно впечатлила знаменитая ратуша, известная тем, что в ней столько окон, сколько дней в году, столько залов, сколько месяцев, столько комнат, сколько недель, а вся её конструкция представляет собой удивительный образец готического стиля. В том же году он становится школьным органистом, играя по воскресеньям в церкви в качестве аккомпаниатора для хора. Среди произведений этого периода можно выделить полонезы и мазурки, предназначенные для танцев, а также его первые вальсы. В 1826 году он заканчивает обучение в лицее, а в сентябре начинает учебу на факультете изящных искусств в составе Варшавского университета под руководством Юзефа Элснера. В этот период появляются первые признаки расстройства здоровья, и Шопен под наблюдением врачей Ф. Ремера и В. Мальца получает назначения, включающие строгий режим дня и диетическое питание. Он также начинает посещать частные уроки итальянского языка.

Годы путешествий

Осенью 1828 года Шопен отправляется вместе с другом отца, Яроцким, в Берлин. Там он принимает участие во Всемирном конгрессе исследователей природы, где рисует карикатуры на учёных, добавляя им огромные носы. Шопен также критически относился к чрезмерному романтизму. Однако поездка дала ему возможность познакомиться с музыкальной жизнью Берлина, что и было главной целью путешествия. Хотя он встретил таких деятелей, как Гаспар Спонтини, Карл Фридрих Цельтер и Мендельсон, он не осмелился завести с ними знакомство. Особое впечатление на него произвело знакомство с рядом оперных произведений в театре.

После посещения Берлина Шопен побывал в Познани, где по семейной традиции присутствовал на приеме у архиепископа Теофила Ворики, родственника Скарбеков, известного своим патриотизмом. В резиденции губернатора Великого княжества Познань, герцога Радзивилла, Шопен исполнил произведения Гайдна, Бетховена и свои импровизации. Вернувшись в Варшаву, он продолжил обучение у Юзефа Элснера.

В начале зимы Шопен начал активно участвовать в музыкальной жизни Варшавы. На концерте в доме Фридерика Бухгольца он исполнил «Рондо до мажор» на двух роялях вместе с Джулианом Фонтаной. Он часто выступал, играл, импровизировал и принимал участие в культурной жизни варшавских салонов, одновременно давая частные уроки. Также он принимал участие в постановках любительского домашнего театра. Весной 1829 года Антоний Радзивилл посетил дом Шопена, и вскоре композитор сочинил для него «Полонез до мажор» для фортепиано и виолончели.

Понимая, что Фредерику необходимо профессионально развиваться, отец обратился к министру народного образования Станиславу Грабовскому за грантом для сына, чтобы тот мог посетить зарубежные страны, такие как Германия, Италия и Франция, для продолжения образования. Несмотря на поддержку Грабовского, просьба была отклонена министром внутренних дел графом Тадеушем Мостовским. Однако родители решили отправить сына в Вену в середине июля. Там он посещал концерты и оперу, слушал музыку в исполнении местной пианистки Леопольдины Благетки, которая утверждала, что сам Фредерик — виртуоз, способный вызвать фурор у местной публики.

На австрийской сцене он успешно дебютировал в конце 1829 года. Аудитория была в восторге от его исполнительской техники, дополненной поэтической выразительностью. В Австрии Шопен сочинил мажорное скерцо, минорную балладу и другие произведения, которые в полной мере продемонстрировали его индивидуальный стиль. Там же ему удалось опубликовать несколько своих работ. В конце того же года он вернулся домой для подготовки к концертному туру, на этот раз через Германию и Италию. 7 февраля 1830 года он представил семье и друзьям свой концерт ми минор с аккомпанементом небольшого оркестра.

Жизнь и смерть в Париже

В течение следующих нескольких лет Шопен много выступал в странах Европы, одной из которых была Франция. В Париже он поселился в 1832 году и быстро установил дружеские отношения с молодыми музыкальными дарованиями, среди которых были Лист, Беллини и Мендельсон. Тем не менее тоска по Родине продолжала мучить его. Горячо желая участвовать в политической борьбе своего народа, он не находил себе места.

Во Франции он начал всерьез работать как частный учитель фортепиано. Из-за подорванного здоровья публичные выступления становились всё реже. Тем не менее он стал заметной фигурой в парижских художественных кругах. Его окружение составляли музыканты, писатели и художники, а также богатые и талантливые женщины. Весной 1836 года его болезнь обострилась. Скорее всего, заболевание лёгких, мучившее композитора, было быстро развивающимся туберкулезом.

На вечеринке в резиденции графини Шопен впервые встретился с 32-летней писательницей Амандиной Авророй Дюдеван, известной как Жорж Санд. В конце 1837 года у Санд возникли тесные отношения с Шопеном, который к тому времени расстался с Марией Водзинской. В надежде на целебный климат Испании Фредерик, Жорж и её дети Морис и Соланж переехали на Майорку.

На вилле, среди кедров, кактусов, апельсинов, лимонов, алоэ, инжира и граната, под бирюзовым небом у лазурного моря, улучшения его состояния не наступило. Несмотря на недуг, композитор завершил свои двадцать четыре прелюдии на Майорке. В феврале они вернулись во Францию. К тому времени во время приступов кашля у него уже начали появляться кровотечения. После курса лечения в Париже его состояние улучшилось. Согласно впечатлениям Санд, Шопен настолько привык витать в облаках, что жизнь или смерть для него ничего не значат, и он плохо осведомлён о том, на какой планете живёт. Жорж, осознав серьёзность ситуации с его здоровьем, посвятила свою жизнь детям, Шопену и творчеству.

После улучшения здоровья семья на лето поселилась в деревенском доме Санд в местечке Ноан к югу от Парижа. Здесь Шопен сочиняет «Ноктюрн соль мажор» и три мазурки из опуса номер 41. Он работает над завершением «Баллады фа мажор» и сонаты. Летом он чувствовал себя нестабильно, но при каждой возможности садился за фортепиано и сочинял. Весь следующий год композитор проводил с семьёй. Шопен давал по пять уроков в день, а его супруга писала до 10 страниц за ночь. Благодаря репутации и развитию издательского дела, Шопен удачно продавал свои партитуры. Редкие концерты приносили ему доход в размере 5000 франков. Публика жаждала услышать великолепного музыканта.

В 1843 году здоровье музыканта продолжало ухудшаться. Он принимал гомеопатическое лечение. В октябре 1843 года Фредерик с сыном Санд, Морисом, вернулся из деревни в Париж, а его жена с дочерью задержались на месяц на природе. Смерть в возрасте четырнадцати лет в Вене, в 1845 году, его самого талантливого ученика Карла Фильча, которого считали блестящим пианистом и наиболее близким к Шопену по стилю игры, поразила композитора. Всё больше времени семья проводила в деревне. Среди постоянных гостей появилась Полина Виардо, чей репертуар Шопен слушал с восторгом.

Различия в темпераментах и ревность омрачали отношения с Санд. В 1848 году они расстались. Шопен совершил гастрольный тур по Британским островам, выступив в последний раз 16 ноября 1848 года в Лондонской гильдии для польских беженцев. В письмах семье он писал, что если бы Лондон не был таким тёмным, а люди не такими тяжёлыми, и если бы не было запаха угля и туманов, он бы выучил английский, но англичане сильно отличались от французов, к которым Шопен привык. Шотландские туманы не способствовали его выздоровлению. В начале 1849 года увидели свет его последние произведения: «Вальс ля минор» и «Мазурка соль минор».

Вернувшись в Париж, его здоровье постепенно ухудшалось. Иногда случались дни, когда он чувствовал себя лучше и путешествовал в карете, но чаще его мучили удушающие приступы кашля. Он избегал вечерних выходов, но продолжал давать уроки игры на фортепиано.

В два часа ночи 17 октября 1849 года в возрасте 39 лет Шопен скончался. Польша потеряла своего величайшего музыканта, а мир — настоящего гения. Его тело было похоронено на парижском кладбище Пер-Лашез, а сердце было доставлено в церковь Святого Креста в Польше, близ Варшавы.

Могила Фредерика Шопена

Места в Варшаве, тесно связанные с именем композитора:

  • Саксонский дворец;
  • Казимировский дворец;
  • Ботанический сад;
  • Дворец Красиньских;
  • Варшавский лицей;
  • Консерватория;
  • Университет Варшавы;
  • Дворец Радзивиллов;
  • Голубой дворец;
  • Дворец Морштын;
  • Национальный театр.