Фредерик Шопен: биография и творчество

Вопрос о дате появления на свет величайшего польского композитора Фредерика Франсуа Шопена до сих пор будоражит умы его биографов, в отличие от бесспорного признания его таланта и благодарности за невероятное музыкальное наследие. Согласно его прижизненным записям он родился 1 марта 1810 года, а если верить официальной записи о крещении в приходской церкви города Брохова — 22 февраля. Место рождения творца не подлежит сомнению: местечко Желязова Воля, что в Мазовецком воеводстве, расположившемся на реке Утрата в 54 километрах к западу от Варшавы. Деревенька принадлежала в те времена семье графа Скарбека.

Памятник Шопену

Семья композитора

Его отец Николя, уроженец столицы Лотарингии города Маринвиля, независимого герцогства, управляемого королем Польши Станиславом Лещинским вплоть до его смерти в 1766 году, а затем перешедшему под управление Франции. Он перебрался в Польшу в 1787 году, достаточно хорошо владея французским, немецким, польским языком, основами бухгалтерского учета, каллиграфией, литературой и музыкой. В 1806 году в Брохове Николя женился на Жюстине Кржижановской и этот брак оказался вполне успешным и долговечным. Чета прожила вместе счастливых 38 лет. Через год после заключения брака, появилась на свет их первая дочь Людвика в Варшаве, сын Фридерик, в Желязовой Воле, а затем еще две дочери: Изабела и Эмилия в Варшаве.  Частые переезды семьи были обусловлены политической обстановкой в стране. Николя работал наставником детей герцога Скарбека, который в зависимости от военной ситуации во время войны Наполеона с Пруссией и Россией, а позднее во время польско-русской войны и вплоть до неудавшегося нападения Наполеона на Россию переезжал с места на место. С 1810 года Николя перевозит свою семью в столицу Варшавского Великого Герцогства, получив должность преподавателя в общеобразовательной средней школе. Первая квартира семьи располагается в Саксонском дворце, в правом крыле, где и размещалось учебное заведение.

Ранние годы Шопена

С раннего возраста Фредерик был окружен живой музыкой. Мать играла на фортепьяно и пела, а отец аккомпанировал ей на флейте, или на скрипке. По воспоминаниям сестер мальчик проявлял неподдельный интерес к звукам музыки.  В раннем возрасте Шопен начал демонстрировать художественные таланты: он рисовал, писал стихи и исполнял музыкальные произведения без какого-либо обучения. Одаренный ребенок начал сочинять собственную музыку и в семь лет кое-что из ранних творений уже было опубликовано.

Шестилетний Шопен брал регулярные уроки игры на фортепиано под руководством чешского пианиста Войцеха Живного, который работал в то время частным учителем и был одним из педагогов в школе отца. Несмотря на создаваемое педагогом ощущение некоторой старомодности и комичности, Войцех обучал талантливого ребенка игре на произведениях Баха и Моцарта. У Шопена никогда не было другого учителя фортепиано.  Уроки давались ему одновременно с сестрой, с которой они играли в четыре руки.

В марте 1817 года семья Шопена вместе с Варшавским лицеем переезжает во дворец Казимеж, в правое крыло.  В этом году зрители услышали его первые композиции: полонез си — бемоль мажор и военный марш.  С годами партитура первого марша была утрачена. Год спустя он уже выступал публично, играя произведения Адальберта Гировеца.

В том же году, благодаря усилиям приходского священника, полонез ми минор был опубликован с посвящением Виктории Скарбек. Один из первых маршей же исполнялся военным оркестром во время военных парадов на Саксонской площади. Варшавский журнал публикует первый отзыв о творчестве молодого таланта, акцентируя внимание на том, что в восьмилетнем возрасте у автора налицо все составляющие настоящего музыкального гения. Он не только с легкостью исполняет самые сложные пьесы на фортепиано, но и является композитором с исключительным музыкальным вкусом, перу которого принадлежит уже несколько танцев и вариаций, поражающих даже экспертов. 24 февраля 2018 года на благотворительном вечере во Дворце Радзивиллов, Шопен играет. Публика тепло принимает талантливого исполнителя, нарекая его вторым Моцартом.  Он начинает активно выступать в лучших аристократических домах.

Отроческие годы молодого композитора

В 1821 году Фредерик написал полонез, который посвятил своему первому учителю. Произведение стало самой ранней из сохранившихся рукописей композитора. Молодой Шопен к 12 годам заканчивает обучение у Живного и начинает изучать основы гармонии и теорию музыки в частном порядке у Юзефа Элснера, основателя и директора Варшавской консерватории. Параллельно юноша берёт уроки немецкого языка у пастора Ежи Тетзнера. Он посещал Варшавский лицей с сентября 1823 по 1826 год, а чешский музыкант Вильгельм Вюрфель давал ему уроки игры на органе в первый год обучения. Элснер, признав тот факт, что стиль Шопена был исключительно оригинальным, не стал настаивать на применении традиционных методик обучения и предоставил композитору свободу в развитии по индивидуальному плану.

В 1825 году юноша выступил с импровизацией в евангелической церкви, на новом инструменте, изобретенным Бруннером, чем-то напоминающим механический орган, перед Александром I, во время его посещения Варшавы. Впечатленный талантами молодого человека, русский царь подарил ему кольцо с бриллиантом. Издание «Польский вестник» отмечало, что все присутствующие слушали с наслаждением задушевное пленительное исполнение и восхищались мастерством.

Впоследствии Шопен не раз будет играть свои произведения на малоизвестных инструментах. Согласно воспоминаниям его современников, композитор даже сочинял пьесы для исполнения на новых инструментах, но их партитуры до наших дней не сохранились. Каникулы Фредерик провел в городе Торунь на севере Польши, где юноша посетил дом Коперника, а также другие исторические здания и достопримечательности. Его особенно впечатлила знаменитая ратуша, самая большая особенность которой заключалась в том, что в ней столько окон, сколько дней в году, столько же залов, сколько месяцев, столько же комнат, сколько недель, а вся его конструкция являла собой невероятный образчик готического стиля. В том же году он становится школьным органистом, играя по воскресеньям в церкви в качестве аккомпаниатора для хора. Среди произведений этого периода можно выделить полонезы и мазурки, предназначенные для танцев, также его первые вальсы. В 1826 году он заканчивает своё обучение в лицее, а в сентябре начинает работать под крылом ректора Элснера, которая в качестве факультета изящных искусств входит в состав Варшавского университета.  В этот период появляются первые признаки расстройства здоровья и Шопен, под присмотром врачей Ф. Ремера и В. Мальца, получает назначения для лечения, которые подразумевают соблюдение жесткого режима дня и диетического питания.  Он начинает посещать частные уроки итальянского языка.

Годы путешествий

Осенью 1828 года юноша отправляется вместе с другом отца Яроцким в Берлин. Там, приняв участие во всемирном конгрессе исследователей природы, он рисует карикатуры на ученых, дополняя изображения огромными бесформенными носами.  Фредерик также критически реагирует на излишний романтизм. Однако поездка дала ему возможность познакомится с музыкальной жизнью Берлина, которая и была главной целью путешествия. Видев Гаспара Луиджи Спонтини, Карла Фридриха Цельтера и Мендельсона, Шопен не заговорил ни с кем из них, поскольку не осмелился представить себя. Особое впечатление оставило знакомство с целым рядом оперных произведений в театре.

После посещения Берлина, Шопен побывал в Познани, где в соответствии с семейной традицией, присутствовал на приёме архиепископа Теофила Ворики, родственника Скарбеков, известного своим патриотизмом, а в резиденции губернатора Великого княжества Познань, герцога Радзивилла, он играет произведения Гайдна, Бетховена и импровизирует. По возвращению в Варшаву продолжает работу под руководством Элснера.

В начале зимы он принимает активное участие в музыкальной жизни Варшавы. На концерте в доме Фридерика Бухгольца он играет «Рондо до мажора» на двух роялях с Джулианом Фонтаной. Он выступает, играет, импровизирует и развлекается в варшавских салонах, периодически давая частные уроки. Принимает участие в постановках любительского домашнего театра. Весной 1829 года Антоний Радзивилл посетил дом Шопена, а вскоре композитор сочинил для него «Полонез до мажора» для фортепиано и виолончели.

Почувствовав, что Фредерику нужно профессионально расти и совершенствоваться, отец обращается к министру народного образования Станиславу Грабовскому за грантом для сына, чтобы тот мог посетить зарубежные страны, в частности Германию, Италию и Францию, для продолжения образования. Несмотря на поддержку Грабовского, его просьба отклоняется министром внутренних дел графом Тадеушем Мостовским. Несмотря на препятствия, родители, в конце концов, в середине июля отправляют сына в Вену. Прежде всего он посещает концерты и оперу, слушает музыку в исполнении местной дивы — пианистки Леопольдины Благетки, по заверению которой сам Фредерик — виртуоз, способный вызвать фурор у местной публики.

На австрийской сцене он успешно дебютировал в конце 1829 году. Аудитория была в восторге от его исполнительской техники, дополненной поэтической выразительностью. В Австрии Шопен сочинил мажорное скерцо, минорную балладу, и другие произведения, в полной мере продемонстрировавшие его персональный сочинительский стиль Шопена. В Австрии ему удается опубликовать несколько своих работ.  В том же году он вернулся домой для подготовки к концертному туру, на этот раз через Германию и Италию. 7 февраля 1830 года, семье и друзьям, он представляет свой концерт ми минор с аккомпанементом небольшого оркестра.

Жизнь и смерть в Париже

В течение следующих нескольких лет Шопен много выступал в странах Европы, одной из которых была Франция. В Париже он поселился в 1832 году и достаточно быстро установил дружеские взаимоотношения с молодыми музыкальными дарованиями, среди которых были: Лист, Беллини и Мендельсон. Тем не менее, тоска о Родине давала о себе знать. Горячо желая принимать деятельное участие в политической борьбе своего народа, он не находил себе места.

Во Франции он начинает работать всерьез как частный учитель фортепиано. Из-за подорванного здоровья публичные выступления становились все реже. Тем не менее, он стал заметной фигурой в парижских художественных кругах. Его окружение составляли музыканты, писатели и художники, а также богатые и талантливые женщины. Весной 1836 года болезнь обострилась. Вероятнее всего, заболевание легких, мучившее композитора было быстро развивающимся туберкулезом.

На вечеринке в резиденции графини, Шопен впервые встречается 32-летней писательницей Амандиной Авророй Дюдеван, известной как Жорж Санд. В конце 1837 года у Санд возникают тесные отношения с Шопеном, который к тому времени расстался с Марией Водзинской. В надежде на целебный климат Испании, Фредерик, Жорж и её дети Морис и Соланж перебираются на Майорку.

На вилле, среди кедров, кактусов, апельсинов, лимонов, алоэ, инжира, граната, под бирюзовым небом, у лазурного моря улучшение, однако, не наступило.  Несмотря на недуг, композитор завершил свои двадцать четыре прелюдии на Майорке. В феврале они вернулись во Францию. К этому времени во время приступов кашля уже стали появляться кровотечения. Поасле курса лечения в Париже состояние композитора улучшилось. Согласно впечатлениям Санд, Шопен настолько привык витать в облаках, что жизнь или смерть для него ничего не значат и он плохо осведомлен о том, на какой планете живет.  Жорж, осознав серьезность дел со здоровьем супруга посвятила свою жизнь детям, Шопену и творчеству.

После поправки здоровья, семья на лето поселилась в деревенском доме Санд в местечке Ноан к югу от Парижа. Здесь Шопен сочиняет «Ноктюрн соль мажор» и три мазурки из опуса номер 41. Он работает над завершением «Баллады фа мажор» и сонаты. Летом он чувствует себя не стабильно, но при каждой возможности бросается к фортепиано и сочиняет. Весь следующий год композитор проводит с семьей. Шопен дает по пять уроков в день, в его супруга пишет до 10 страниц за ночь. Благодаря репутации и развитию издательского дела Шопен удачно продает свои партитуры. Редкие концерты Шопена приносят семье по 5000 франков. Публика жаждет услышать великолепного музыканта.

В 1843 году здоровье музыканта продолжает ухудшаться. Он принимает гомеопатическое лечение.  В октябре 1843 года Фредерик с сыном Санд Морисом возвращается из деревни в Париж, а его жена с дочерью задерживается на месяц на природе. Смерть, в возрасте четырнадцати лет в Вене, в 1845 году его самого талантливого ученика Карла Фильца, который повсеместно считался блестящим пианистом и самым близким по стиле игры поразила Шопена. Все больше времени чета проводит в деревне. Среди постоянных гостей появляется Полина Виардо, чей репертуар Шопен слушает с восторгом.

Различие в темпераментах и ревность помешали отношениям с Санд. В 1848 году они расстались. Шопен совершил гастрольный тур по Британским островам, выступив в последний раз 16 ноября 1848 года в лондонской гильдии для беженцев из Польши. В письмах семье он писал, что если бы Лондон не был таким темным, а люди были бы не такими тяжелыми, и если бы не было ни запаха угля, ни туманов, он бы изучил английский, но англичане сильно отличаются от французов, к которым Шопен привязался. Шотландские туманы не добавили ему здоровья. В начале 1849 года увидели свет его последние произведения: «Вальс в миноре» и «Мазурка соль минор».

Он вернулся в Париж, его здоровье постепенно ухудшалось. Иногда случаются приличные дни, когда он путешествует в карете, но чаще его мучают удушающие приступы кашля. Он не выходит по вечерам. Тем не менее продолжает давать уроки игры на фортепиано.

Могила Фредерика Шопена

В два часа ночи 17 октября 1849 года в возрасте 39 лет Шопен умирает.  Польша потеряла своего величайшего музыканта, а весь мир настоящего гения. Его тело похоронено на парижском кладбище Пер-Лашез, а сердце доставлено в церковь Святого Креста в Польше, близь Варшавы.

Места в Варшаве, тесно связанные с именем композитора:

  • Саксонский дворец;
  • Казимировский Дворец;
  • Ботанический сад;
  • Дворец Красиньских;
  • Варшавский лицей;
  • Консерватория;
  • Университет Варшавы;
  • Дворец Радзивиллов;
  • Голубой дворец;
  • Дворец Морштын;
  • Национальный театр.

Слушать: Лучшее, Фредерик Шопен

2 оценки, среднее: 5,00 из 52 оценки, среднее: 5,00 из 52 оценки, среднее: 5,00 из 52 оценки, среднее: 5,00 из 52 оценки, среднее: 5,00 из 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...