С каждым днем проблема ценностей становится все более острой темой для общественных дискуссий как за рубежом, так и в России. Польша является европейской страной с самыми жесткими правилами по отношению к проведению абортов. Она – одна из тех немногих стран, которые законодательно запретили аборты после долгих десятилетий их легальности. 22 октября 2020 года Конституционный суд Польши ужесточил меры относительно абортов и полностью упразднил право женщин на аборт. Но до сих пор в Польше не умолкают вопросы о том, что же важнее – жизнь будущего ребенка или право женщины на тело.
История проблемы абортов в Польше
После Второй мировой войны, во второй половине XX века, в странах Восточной Европы оппозиция западных и традиционных ценностей, как и мера их соотношения, проявлялась совсем иначе, чем в западном мире. Реализовывалась в том числе социалистическая идеология, которая затрагивала и женские правовые вопросы. Среди них – право на развод, мужское и женское равенство в рамках той или иной профессии, право на участие во власти, а также право женщин на аборты и даже проблема осознанного материнства (затронутая позже других тем – уже в 1970-х годах).
Можно увидеть, что традиционная Восточная Европа всё же соответствовала ценностной ситуации на Западе. Впервые аборты были ненадолго легализованы в Польше в 1942 году по воле нацистов. С 1956 по 1993 год аборты были снова разрешены законодательно. Но во второй половине 1980-х годов Восточная Европа подверглась процессам демократизации, отказалась от социалистической идеологии и резко вернулась к системе традиционных ценностей. Этот процесс во многих вопросах диктовался Римско-католической церковью и сопровождался настойчивым возвратом к ценностям христианской морали, которые затрагивали и вопросы женских свобод. Именно по этой причине Польша сегодня является одной из тех немногих стран, в которых совершение абортов ограничено законом и запрещены определенные виды контрацепции.
Современное состояние вопроса
Польша входит в число тех государств, которые традиционно воспринимаются как религиозные, католические и даже консервативные. Среди таких стран важное место занимает и Ирландия, в которой, однако, весной 2018 года был проведен референдум, позволивший впоследствии легализовать аборты в государстве.
Уже пять лет у польской власти стоит партия «Право и справедливость», которую СМИ единогласно считают образцом популизма. Лидеры партии выдвигают лозунги, которые противопоставляют европейские и так называемые локальные польские ценности. «Право и справедливость» имеет крайне консервативные взгляды и в отношении проблемы абортов.
Те польские гражданки, которые опасаются получить у врача отказ от совершения аборта по причине, например, его религиозных убеждений, совершают выезды за границу, чтобы прервать беременность в тех странах, где аборты легальны. Поскольку женщины делают это с правом пребывания в той или иной стране, то незаконных действий они не совершают.
Тем не менее в Польше аборты проводятся – нелегально, подпольно и, конечно, платно. Интересен следующий факт. Согласно статистике, за 2019 год в Польше не было ни одного обращения за абортом по причине криминальных обстоятельств.
Что касается позиции папы римского Франциска, то он, как важнейшее лицо в католическом мире, высказал глубоко консервативное мнение. На взгляд папы, совершения абортов сродни деяниям нацистов. Убийство нерожденных детей он приравнивает к процедурам, которые нацисты проводили для достижения чистоты арийской расы. По мнению папы, даже больные дети являются Божьим даром. Более того, он сказал, что само исследование плода на ранней стадии является детоубийством, поскольку именно на этом этапе происходит решение о будущем аборте.
Главная позиция протестующих лиц заключается в том, что они видят в данной ситуации противоречие. Так, аборты нарушают право человека на жизнь, притом человека, еще не рожденного, а запрет на аборты нарушает право женщины на распоряжение собственным телом. То есть в этой ситуации не уделяется никакого внимания правам другого человека – того, который собирается подвергнуться этому аборту.
Что касается количества детоубийств, то оно с введением новых законопроектов об абортах только уменьшилось. Число же детей, которые были оставлены матерями в польских больницах по разным причинам, в последние годы остается на одном уровне, и он достаточно высок.
Если следовать сухой статистике, какой за последнее десятилетие было проведено в достатке, то можно сделать вывод, что законы о запрете абортов делают жизнь польского общества, его женщин и семей, лучше. Однако с морально-этической стороны проблема абортов сталкивает между собой две основные позиции. С одной позиции, права нерожденных детей на жизнь необходимо защищать. С другой – женщина должна иметь возможность самостоятельно распоряжаться своим телом.
Также стоит привести четкие аргументы, которые высказывает в поддержку законопроекта польский конституционный суд. Их смысл таков: так как ПНР – демократическое государство, все люди в нем имеют право на жизнь, в том числе и плоды, которые являются нерожденными людьми. Аборт нарушает право нерожденного человека на жизнь, и поэтому закон, который бы разрешал аборты, противоречил бы польской Конституции.
Вопрос о контрацепции в Польше
Большую роль в данном контексте имеет и проблема контрацепции. Католицизм в Польше диктует правила, согласно которым запрещается любое использование человеком средств искусственной контрацепции, независимо от того, насколько логически обоснованы доводы предохраняющихся. Согласно католической церкви, человек, который собирается планировать семью и деторождение в ней, должен выходить из такого трудного положения только с помощью натуральных методов контрацепции.
Ситуация от 22 октября 2020 года
Ранее польскими властями были разрешены некоторые типы абортов. Но 22 октября 2020 года конституционным судом Польши был принят закон, который запрещает даже те аборты, которые проводятся по причине эмбриональных патологий плода средней и высокой тяжести (даже те, которые угрожают жизни ребенка). В прошлых годах именно по этой причине было проведено около 98 % абортов. Сегодня в Польше двумя единственными факторами для легального аборта являются наличие у женщины беременности, которая ведет к прямой угрозе ее жизни, или наступление беременности по причине уголовного преступления со стороны биологического отца (например, изнасилования).
Вывод
На сегодняшний день в пределах Польши сохраняется ситуация противоборства польского епископата, власти и протестующих. Епископат, как можно судить, умело и непреодолимо воздействует на умы польских граждан. Сегодня образ польской женщины проявляется в образе преданной жены, матери, растящей свое дитя и ставящей ради него под угрозу свою карьеру. Тем не менее Польшей до сих пор правит традиционный уклад, и укоренился он в государстве настолько глубоко, что все доводы протестующих на политическом поле не дают результатов и остаются незначительными.